Внутренняя система оценки качества образования (далее – ВСОКО) — это отлаженный механизм, реализуемый в контексте осуществления образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
ВСОКО представляет собой совокупность организационных структур, реализуемых ими процедур, регулирующих локальных нормативных актов, инструментария и технологий, обеспечивающих оценку качества образовательного процесса и управления им, образовательных программ и образовательных достижений воспитанников дошкольного учреждения, качества по иным аспектам и направлениям образовательной деятельности, на основе которой осуществляются корректирующие и предупреждающие управленческие воздействия, направленные на улучшение качества.
Организация процедуры ВСОКО является условием реализации Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации» (с изменениями).
ВСОКО позволяет определить, насколько фактическая реализация образовательных программ отвечает тому уровню, который был установлен требованиями ФГОС ДО, дает возможность системно «видеть» проблемы, решение которых позволяет эффективно управлять качеством образования.
Процедура основывается на аналитической деятельности: оценивается качество осуществления процесса образования, а также его результативность и обеспечение ресурсами. Проверочный механизм опирается на российское законодательство, федеральные и локальные нормативно-правовые акты, регулирующие сферу дошкольного образования.
Цель внутренней системы оценки качества образования: совершенствование системы управления качеством образования в дошкольном образовательном учреждении, а также обеспечения всех участников образовательного процесса и общества в целом объективной информацией о состоянии системы образования на различных уровнях и тенденциях развития.
Основными задачами ВСОКО в дошкольном образовательном учреждении являются:
- обеспечение надежности и технологичности процедур оценки качества образования в дошкольном образовательном учреждении;
- определение качества образовательных программ с учетом ФГОС ДО и запросов основных потребителей образовательных услуг;
- определение соответствия фактических образовательных условий дошкольного образовательного учреждения к условиям реализации образовательных программ;
- определение степени соответствия результатов освоения образовательных программ федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования;
- оценка состояния и эффективности деятельности дошкольного образовательного учреждения;
- повышение квалификации педагогов дошкольного образовательного учреждения в области оценки качества образования, анализа и использования результатов оценочных процедур;
- обеспечение открытости и доступности проводимых процедур по оценке качества образования в дошкольном образовательном учреждении;
- обеспечение руководителя дошкольного образовательного учреждения аналитической информацией, необходимой для принятия управленческих решений и определения тенденций развития учреждения.
Предметом ВСОКО в МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка» является деятельность, основанная на систематическом анализе:
- качества содержания и организации образовательной деятельности;
- качества условий, обеспечивающих образовательную деятельность;
- качества результатов образовательной деятельности.
Принципы ВСОКО:
- оценивание является постоянным процессом, естественным образом, интегрированным в образовательную практику;
- оценивание может быть только критериальным, основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие образовательным целям;
- критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам (воспитатели, профильные специалисты дошкольного образовательного учреждения) и родителям (законным представителям) воспитанников, они могут вырабатываться ими совместно.
Модель ВСОКО МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 41 «Росинка» (схема).
Организационная структура управления ВСОКО МАДОУ г.Нижневартовска ДС №341 «Росинка» (схема).
Нормативно-правовая база ВСОКО:
Федеральный уровень:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Постановление Правительства Российской Федерацииот 5 августа 2013 года № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации№ 1324 от 10 декабря 2013 года «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации№ 462 от 14 июня 2013 года «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией».
Региональный уровень:
- Приказ Департамента образования и молодежной политики №1632 от 11 декабря 2019 года «Об утверждении модели региональной системы оценки качества образования ХМАО – Югры».
Муниципальный уровень:
- Приказ Департамента образования администрации города Нижневартовска №506 от 23.06.2021 «Об утверждении Положения о муниципальной системе оценки качества образования города Нижневартовска».
- Приказ Департамента образования администрации города Нижневартовска №34-П-540 от 21.06.2023 «Об утверждении целевых показателей и критериев эффективности деятельности, оценки результатов работы муниципальных образовательных организаций подведомственных департаменту образования администрации города и их руководителей»
Локальные документы:
- Приказ о создании рабочей группы по разработке и внедрению внутренней системы оценки качества образования.
- План – график мероприятий ВСОКО.
- Положение о порядке проведения самообследования.
- Положение в внутренней системе оценки качества образования.
- Положение о порядке проведения педагогической и психологической диагностики обучающихся.
- Положение о рабочей программе педагога.
- Циклограмма оценки качества представления образовательных услуг в 2022 – 2023 учебном году.
- Аналитический отчет по результатам внутренней оценки качества образования за 2021-2022 учебный год.
- Отчет о результатах самообследования МАДОУ г.Нижневартовска ДС №41 «Росинка» за 2022 год.